Одним из основных критериев социальной адаптации личности к условиям современной жизни является умение человека эффективно взаимодействовать с предметным и окружающим миром. Стремительно развивающиеся экономические отношения предъявляю высокие требования к финансовой грамотности населения государства.
Тем не менее у большинства родителей дошкольников это вызывает определенные сомнения «Зачем детям так рано что-то рассказывать про деньги?»
В настоящее время, вряд ли найдется ребенок дошкольного возраста, который не держал в руках монетку. Бесспорно, многие дети знают, что такое деньги. Но проблема в том, что они растут без навыков обращения с ними. А ведь кто-то должен преподать им науку правильного отношения к деньгам.
К сожалению, реализация задач по финансовой грамотности дошкольников происходит спонтанно, отсутствует целенаправленная систематическая образовательная работа.
В нашем дошкольном учреждении «Детский сад № 5 «Радуга» введен в действие Муниципальный инновационный проект по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников, разработанный на 3 года по реализации трех модулей в каждом. Данный проект разработан согласно «Стратегии повышения финансовой грамотности в РФ на 2017-2023 гг», не противоречит образовательной программе Дошкольного образования и перекрестно совпадает с целями и задачами муниципального проекта «Успех каждого ребенка».
На сегодняшний день мы реализовали первые два модуля проекта, при проведении первого дети познали, что такое деньги, откуда они берутся и где они живут. В совместной деятельности от каждой группы был предложен дизайн денежной купюры, также путем онлайн – голосования среди родителей была определена валюта детского сада «Радужный рубль». Итоговым мероприятием послужил Музей кошелька, созданный совместными усилиями педагогов, детей и родителей. В музее детей встретил экскурсовод-воспитанник подготовительной группы, после экскурсии по музею детям была предоставлена возможность поиграть в игры, созданные своими руками: «Собери денежку», «Путешествие денежки», «Подбери купюру», «Где живут деньги», а так же рассмотреть альбомы истории денег, кошелька. Реализация второго модуля, была направлена на формирование уважительного отношения к труду и познания мира профессий, в том числе редких и современных. При организации данной работы была пополнена развивающая среда в группах, а также организована межгрупповая большая игра «Торгово - развлекательный центр», где дошкольники показали умение «примерять» социальные роли, взаимодействовать со сверстниками, а также раскрыть свой творческий потенциал (роль актеров, дизайнеров, стилистов, официанта, администратора и т.д. в практической деятельности показали театр, лепили, создавали аппликации и прочее).
Все дети, без исключения получили массу эмоций и впечатлений, а главное социальный опыт и общение. Для нас, как для педагогов, важно, что при формировании основ финансовой грамотности дошкольник приближается к реальной жизни, дает знания о новых профессиях и развивает умение рассказать о них, в результате детский словарь обогащается, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного, осознанного и бережного отношения к собственному и чужому труду.
Зам.зав по ВМР ДОУ № 5 «Радуга» Полякова Ю.К.